Мнение психолога нашего фонда Марии Тришиной об инклюзивном образовании

Сейчас во всем мире принято инклюзивное (или включенное) образование — форма организации образовательного процесса, при которой дети с отклонениями в развитии обучаются по соответствующим нарушению общеобразовательным программам (основным и дополнительным) вместе с нормально развивающимися сверстниками. Психолог нашего фонда Мария Тришина считает, что в Европе программа инклюзивного образования реализуется лучше, чем в нашей стране.

«Там для общества люди с ограниченными возможностями здоровья — это совершенно такие же люди, как остальные, с такими же правами, такими же потребностями. У нас пока много говорится об этом в СМИ, а на деле происходит не так много. Чаще всего в общественном сознании инвалиды — это колясочники, а то, что есть еще аутизм, синдром Дауна, синдром Ульямса, ДЦП и другое — об этом не так много говорится. Конечно, есть ассоциации, которые начинают этим заниматься, но всё довольно раздроблено, кусками, нет системы», — считает Мария. По ее словам, когда детей с ОВЗ распределяют в обычные или коррекционные школы, учителя часто не знают, что с ними делать, и даже тьюторы (новый термин, обозначающий человека, который сопровождает ребенка в группе) — тоже. Педагог часто не получает необходимого образования — хотя бы курсов, не говоря уже о вузе. «Всё должно происходить по готовности, а у нас в стране часто происходит навязано и неестественно», — считает Мария.

Мы тоже активно используем инклюзию в работе нашего фонда и стараемся делать это естественно — ведь у нас работают квалифицированные педагоги. В центре «Радуга», на базе которого существует фонд «Разные дети», обучаются и развиваются дети от 8 месяцев до 7 лет с синдромом Дауна и с другими особенностями в развитии, наряду с обычными здоровыми детьми. То же касается и проекта «Я РяДОМ» — посредством общения и проектной работы со сверстниками из благополучных семей и представителями самых разнообразных профессий, дети-воспитанники интернатов пробуют себя в разных профессиях и совместно с психологом составляют свою профориентационную карту.

Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980 — 1990 гг. В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования «Ковчег» (№ 1321).

Инклюзивное образование — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех и приспособление к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении.

Восемь принципов инклюзивного образования:

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  • Каждый человек способен чувствовать и думать;
  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  • Все люди нуждаются друг в друге;
  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Возврат к списку