Зачем «смешивать» детей

По словам бабушки Серафима Бурдиной Ларисы Павловны, за время занятий в группе мальчик стал аккуратнее, общительнее, любознательнее, спокойнее. У него хорошо развивается работа рук и образное мышление. Занятия дали положительную динамику и в развитии речи - увеличилось количество слов и улучшилось качество их использования. «Наша семья благодарна Центру "Радуга", Благотворительному фонду "Разные дети" , его педагогам и сотрудникам», - говорит Лариса Павловна.

По словам психолога Марии Тришиной, у любого ребенка — с особенностями развития или без - есть базовые потребности, и в первую очередь это общение со сверстниками. «У детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) эта потребность тоже актуальна. Если здоровый ребенок может подойти и открыто заявить, что ему хочется: пообщаться, поиграть, то такие дети часто не знают, как это сделать», - рассказывает Мария.

По ее словам, смешанная, инклюзивная группа позволяет коррекционным ребятам учиться общаться, так как они могут наблюдать за другими детьми: у них, помимо родителей, появляются еще люди, которые дают им определенные образцы поведения. Эти занятия, с точки зрения Марии, полезны и для здоровых (обычных?) детей. «Любому ребенку жить в нашем обществе. Дети учатся толерантности, принимать людей такими, какие они есть — даже если они чем-то отличаются, и находить к ним подход. Учатся видеть в особенных детях положительное, привлекательное», - говорит она.

Мария считает важным, что в такой инклюзивной группе создаются «контролируемые ситуации» - есть педагог и сопровождающий психолог, и сложные моменты всегда можно откорректировать. Когда ребенок будет жить в обществе, там будет сложнее. «У детей происходит формирование определенного поведения в социуме, как у здоровых, так и у ребят с ОВЗ», - отмечает психолог.

Серафим и Мария

Мария хотела бы, чтобы и в других детских центрах открывались такие группы, но, по ее словам, коррекционных ребят должно быть не больше половины, «иначе это будет уже другая группа, которая не способствует всеобщему развитию».

Положительно к идее инклюзивных групп относится и Галина, няня мальчика Глеба, который ходит в группу «Ладошки» вместе с Серафимом: «Дети должны понимать, в каком обществе они живут и знать, что есть те, кто отличается от них, а возможности должны быть равными для всех». Галина считает, что эти ценности особенно важно прививать с детства, потому что потом будет сложнее.

А вот что говорит на эту тему мама ребенка, который ходит в «Ладошки» с Серафимом, пожелавшая остаться неназванной:

Я с глубокой признательностью и трепетом отношусь к деятельности Фонда "Разные дети". В мир действительно приходят разные дети — те, у кого все показатели "в норме" и те, у кого есть некоторые нюансы в развитии. Последние отличаются от общепринятых стандартов, но это дети и они хотят играть, улыбаться, изучать мир и радоваться жизни. Прежде всего я преклоняюсь перед родителями, которые прикладывают огромные усилия к тому, чтобы развивать деток с ОВЗ. Но для меня лично нет детей "с диагнозами" и "без", более того, я считаю, что мир так уже давно не делится. Безусловно, подобным деткам нужны отдельное внимание, забота и уход. Однако, прежде всего, для них будет важно общаться в обычной среде, где есть РАЗНЫЕ дети, приходить в пространство, где царят любовь, понимание, развитие и свет сердец, как есть в центре Радуга. Мне важно, чтобы уже с ранних лет мой ребенок понимал, что мир - это не только сказки, мама, папа и добрый воспитатель.

Мне важно, чтобы он знал, что в мире есть место состраданию, помощи, что все мы разные, а в этой разнице выражается все многообразие нашего мира. Чтобы изменить мир надо начать с малого - с отношений в собственной семье и с наших детей, которые должны расти, понимая, что существуют иные ценности, РАЗНЫЕ дети, нежность, взаимопомощь и простая человеческая доброта, место для проявления которой не должно знать никаких границ, в том числе границ, искусственно создаваемых нашим сознанием.

Возврат к списку