Серафим — маленький гений с задержкой развития 21.02.2013 / Новости Дети занимаются в классе Монтессори, работают с материалами, иногда делятся ими друг с другом . Серафим не принимает участие в общих занятиях, он немного сам по себе. Вот он тщательно, последовательно разбирает пирамидку — один за другим кубики оказываются на полу. «Серафим, может быть, уберем?» - предлагает мальчику Мария. Но он уже ушел, ему теперь интересно другое - методично засовывать бусинки под развивающую рамку. Он занимается этим долго, в не очень удобной позе, но ему важно, чтобы все до одной бусинки были спрятаны под рамкой. Потом его заинтересовал... фотоаппарат нашего волонтера Ольги Болтневой. Серафим весь сияет, рассматривая чудо-предмет и пробуя нажимать на кнопочки. Ему нравится повторять слово «фотоаппарат». «У Серафима очень высокий уровень познавательных потребностей и способностей, он очень быстро развивается интеллектуально. Интересуется тем, что не характерно для его здоровых сверстников, - рассказывает Мария. - Ему еще нет четырех лет, но для него очень важно, как что устроено. Он готов разбирать и собирать какое-нибудь устройство до тех пор, пока сам не поймет, как это работает — для него этот момент очень важен». Олин фотоаппарат Серафим, к счастью, разбирать не стал, но играл в него долго. Потом его заинтересовал домик, в который играл другой мальчик, и он попытался им завладеть, но мальчик не стал отдавать. «Серафим стремится к контакту с ребятами, подходит к ним. Конечно, его коммуникационные навыки развиты не настолько хорошо, как у здоровых деток. Он может постоять рядом, посмотреть, попереставлять фигурки вместе с кем-то. На прошлом занятии, когда девочка принесла ему фигурки, он сказал ей «спасибо» - это очень большой прорыв», - рассказывает Мария. По словам Марии, ее задача - стимулировать речевое развитие Серафима, чтобы он пользовался коммуникативными навыками, а не просто «дергал или показывал пальцем», чтобы мог сказать «дай», «принеси», «пожалуйста», «спасибо». Психолог уже сейчас довольна результатами: мальчик подолгу смотрит детям в глаза - хотя обычно аутистам это сложно, иногда может попросить о помощи, обращается к Марии за поддержкой, когда она нужна, идет на телесный контакт, доверяет. «Серафиму надо обязательно ходить в группу. Если он перестанет ходить, то просто замкнется, и все наработанное будет потеряно», - считает психолог. Подойдет ли для Серафима обычная школа, будет зависеть от того, какое у него состояние будет к семи годам, насколько он будет готов к процессу обучения. Цель занятий в инклюзивной группе для Серафима — свести к минимуму все особенности синдрома Аспергера. «Он будет пользоваться речью как средством коммуникации, будет разговаривать, строить диалоги», - уверена Мария. В том, что у мальчика будет высокий уровень интеллектуального развития, она даже не сомневается. Но заниматься с ним все равно надо — и на занятиях в «Радуге», и дома, где это делает, в основном, бабушка. Мария очень довольна ее готовностью сотрудничать. «Очень важно, когда специалист объединяется с родителем. Родитель больше времени проводит с малышом и может подсказать какие-то вещи, которые специалист не знает — тогда можно быстрее достигнуть результата», - говорит психолог. А вот как отзывается о занятиях сама бабушка Лариса Павловна: После каждого занятия у Серафима появляются какие-то новые навыки, пусть даже не очень явные. Любой маленький шаг имеет значение, постепенно развитие выходит на новый уровень. Плюс мне очень нравится неизменно доброжелательная атмосфера, которая всегда есть на занятиях.