На втором занятии Дискуссионного клуба ребята изучали процесс дыхания

Встречу ребята ждали с предвкушением новых экспериментов, и, конечно же, они непременно будут, но сначала – теория и загадки. Какие мышцы участвуют в дыхании? Сколько кислорода помещается в легких? Сколько раз в минуту мы дышим, а за сколько секунд происходит в среднем вдох-выдох? А как можно взять воздух с собой? Да, есть над чем задуматься. И, наконец, самый не простой вопрос для наших маленьких учёных: что же это такое – дыхание, и зачем он нам нужно? «Дышать нужно, чтобы жить!», - уверенно отвечает Юля из младшей группы, - «мы дышим всё время, даже когда спим!», и после просмотра учебного фильма и обсуждения с друзьями записывает в своей тетради крупными буквами: «Дыхание – это газообмен между нашим организмом и окружающей средой». Улыбается: «как всё научно-то..» Долго ребята рассуждали на тему процесса окисления, задавая самые разные вопросы – «и что, черепахи тоже дышат, у них происходит окисление и так получается тепло и энергия для жизни? Вот это да! Надо будет чаще включать им кислород в аквариуме!» На сегодня у нас был заготовлен непростой эксперимент, требующий предельной аккуратности и внимательности – «выделение углекислого газа». На прошлой встрече мы с ребятами познакомились с понятием молекулы и атома, и чтобы вспомнить и закрепить знания – по аналогии рассмотрели модель молекулы CO2. Ребята постарались сами написать формулу, опираясь на примеры и картинки. Если было Н20 – один большой шарик это атом кислорода, а два поменьше это водород, то сегодня у нас наоборот – углерода один атом и два О, значит два кислорода.

Работали мы в перчатках, так как на этом занятии участниками нашего опыта были такие небезопасные вещества, как яблочный уксус и сода. Прежде чем приступить к смешиванию, мы обсудили, где применяются эти вещества, чем они могут быть опасны, как их хранить и использовать и, конечно, как любопытным носам правильно их понюхать, чтобы не причинить вреда здоровью.

На первом этапе эксперимента ребята сначала посмотрели видеоролик о том, в какой последовательности что делать, потом разбились на команды и составили план действий. А дальше с головой ушли в процесс. Юля, самая активная девчушка младшей группы, когда дело дошло до насыпания соды в воздушный шарик, доверила это дело более старшей Нике, а сама с замиранием сердца следила за подругой. Но потом осмелела и второй раз сделала всё сама.

Дети экспериментируют

Мальчишки приятно удивили собранностью и точностью – они очень старались отмерить правильное количество соды и уксуса. По несколько раз переспрашивали и уточняли, им очень хотелось, чтобы всё получилось, сделать что-то самостоятельно и добиться результата. Поэтому когда мы провели по одному опыту, порыв юных исследователей сдержать было сложно и мы гасили соду уксусом, надувая воздушные шарики углекислым газом ещё множество раз – пока у нас не кончились все ингредиенты.

Восторгов, конечно, от процессов в бутылке было много. «Ничего себе, сколько газа углекислого выделилось! Целый шарик надулся! Прям фокус какой-то – а ведь это ж сода и уксус!»

П.С. «Ну прямо у нас тут с вами научная лаборатория! – констатировал гордый собой Санёк, проделывая эксперимент в 5 раз…

Возврат к списку