Основатель и генеральный директор нашего фонда Сергей Долгов рассказывает о своем пути к созданию фонда, его проектах и проблемах благотворительности

Однажды на уроке психологии с учениками из старших классов у Натальи Алексеевны Востриковой, директора школы «Алеф», мы беседовали с детьми на тему «Курение как защита от одиночества». Непростая задача - помочь подростку самостоятельно осознать причины своего выбора, проникнуть вместе с ним внутрь его сложных взаимоотношений с миром и самим собой. Обычные, а особенно обеспеченные семьи традиционно более уязвимы в плане взаимоотношений, ведь занятость родителей нередко порождает вынужденное одиночество детей. Предоставленные самим себе, получающие от родителей любые материальные блага, кроме внимания, любви и заботы, дети замыкаются в себе или виртуальных мирах, которыми перенасыщено современное общество и интернет. И если у ученика средней школы нам удалось выявить достаточно много волнующих его социальных вопросов (экология, преступность, отношения, семья), то к 11 классу в связи с приближающейся «взрослой» жизнью, поступлением в вузы и другими изменениями, происходит процесс блокировки информации извне, дети перестают обращать внимание на чужие заботы.

Единственное, на что одинаково серьезно реагируют дети любого возраста – это на проблемы других детей. Бездомных, отказников, инвалидов. Надо сказать, что современная городская молодежь абсолютно не представляет себе масштаб этих страшных явлений. Большинство из них никогда не слышали о том, как легко в нашей стране можно отказаться от ребенка, сколько у нас детских домов и в каких условиях находятся в них дети.

Мы решили начать с просмотра серии новелл «Невидимые дети», которые сняли одни из самых значительных режиссеров современного кино, доступно рассказав очень простые и оттого очень щемящие истории детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Когда мы показывали этот фильм нашим школьникам, то во время просмотра одна девочка плакала и все никак не могла остановиться, а после фильма мы все какое-то время просто сидели молча. Потом ребята по очереди рассказывали про аналогичные ситуации в своей жизни, и все спрашивали - чем они могут помочь детям, у которых нет семьи и дома. Да, современные подростки часто показывают безразличие к социальным проблемам, но что их трогает и беспокоит всегда - это судьба детей, оставшихся без семьи. Возможно, потому что у многих из них у самих не все гладко - где-то родители разводятся, где-то не живут вместе, где-то просто отсутствие внимания. Такого необходимого и такого дорогого... Поэтому мы решили свести вместе детей из краевых социальных групп, чтобы они помогли друг другу, и отправиться с нашими школьниками в интернаты - туда, где они никогда не были, и показать им то, что они никогда не видели. Наши ребята уже заранее прониклись искренним участием к судьбам тех, кому меньше «повезло» по жизни и стремились предложить свою помощь – отвезти игрушки, написать письмо, встретиться лично. И мы поехали в Удельнинскую школу-интернат, директор которой согласилась принять нашу взволнованную делегацию. Первая же встреча оказалась удивительной – ребята из школы и из интерната мгновенно подружились, стали придумывать и разрабатывать совместные проекты, рисовать плакаты, вместе презентовать свои общие идеи. Даже те из них, кто до этого отличался особой замкнутостью. Но самым большим потрясением для наших ребят стало то, что, когда они уезжали, дети из интерната подарили им свои мягкие игрушки — обычным детям, у которых всё есть! После этого стало особенно явно, что мы должны продолжать проект. Наши школьники вместе с нами устраивали мероприятия, например, совместную поездку на каток, часто общались вконтакте и по телефону с новыми друзьями из интерната.

Однако через несколько месяцев мы поняли, что творческое развитие - это далеко не все, что нужно этим детям. По-настоящему им необходимы профориентация, социальная адаптация и образование - триада, без которой им будет трудно стать полноценными личностями.

Что интересно - дети, они ведь гораздо чаще оказываются более искренними, чем взрослые. Нашим подопечным были важны Отношения друг с другом, в то время как для многих взрослых «дети из детдома» - это объект, а «благотворительность» - краткая, но убедительная возможность почувствовать себя хорошим. Хотя на самом деле ребенок это субъект - самостоятельный, но одинокий человек. В сознание большинства "благотворителей" никак не войдет тот факт, что деньги и вещи для детских домов безусловно важны, но они - не главное. Важнее - любовь и внимание. А еще – образование, профессия и социальная адаптация.

Когда я перестал работать в школе, то начал думать о создании фонда, но на тот момент у меня не было единомышленников. Устроился в рекламное агентство, среди его сотрудников был Рома Козак, который уже давно периодически ездил помогать в детские дома. Тогда же я познакомился с Татьяной, а у нее давно были идеи о работе с интернатами — и она предложила вовлечь в это сотрудников агентства SocialCraft, в котором я тогда начал работать. Мы с коллегами решили поехать в детский дом, но в итоге смогли собраться только я, Таня и Рома. На обратном пути возникла идея создать благотворительный фонд. Я прекрасно понимал, что фонд – это серьезное решение, это целая инфраструктура, но дальше заниматься благотворительностью эпизодически и только своими силами не имело смысла.

Я и до этого думал о создании благотворительной организации, искал людей, которым это могло быть интересно, но для того, чтобы у группы людей что-то получилось, их должно что-то очень сильно объединять: нас с Татьяной объединяет любовь, центр «Радуга» и теперь - фонд «Разные дети».

Сейчас мы находимся в том состоянии, когда практически каждый день появляется много новых задач, и нам очень нужны те, кто хотел бы помогать детям – как профессионалы или же как волонтеры, финансово, идейно или информационно – любым доступным способом. Мы ждем тех, кто хочет проявить себя и готов заниматься Настоящей Благотворительностью.

Проекты фонда

Проект «Я РяДОМ»

Мы ориентированы на инклюзивное образование, и это касается обоих наших проектов. Проект «Я ряДОМ» нацелен на вовлечение школьников из обычных семей в работу с детьми из интернатов. Эта методика уже апробирована в моей предыдущей деятельности, и я знаю, что она эффективна, полезна.

Интернат - это такая воронка, куда попадают дети уже не в очень хорошем состоянии, а выходят, может быть, еще в худшем. Ребенок из интерната разительно отличается от ребенка из семьи. В институт он, скорее всего, не поступает, общаться умеет плохо. Задача нашего фонда в том, чтобы дети, попадая в эту воронку, все-таки шли на улучшение: поступали если не в вуз, то в колледж, к моменту выхода из интерната обладали хоть какой-то самостоятельностью, смогли бы найти себе достойную или хотя бы доступную профессию. Видите, как много этих «хотя бы»? Это очень непростая задача – подготовить ребенка из интерната к выходу в социум. Конечно, мы понимаем, что вся ситуация требует глобальных перемен, которых мы пока не в силах добиться: чтобы интернатов не было или стало как можно меньше за счет того, что поток детей, попадающих туда, был бы перенаправлен в семьи. Тех же, кто все-таки попал в интернат, на выходе оттуда должны ждать хорошие вакансии, ВУЗы, новые связи, контакты, друзья, но главное, конечно, все равно семьи. Мы понимаем, что это не близкий путь и впереди годы работы.

Интернат в принципе - это очень жесткая, нормативная структура, которая решает формальные задачи. Руководство, каким бы хорошим ни было, находится в четких рамках. Там очень много официального, постоянно надо отчитываться. Внимание детей заполняется дисциплиной и спортом, но им не хватает глубокой психологической работы. Штатным психологам, у которых 40 человек трудных подростков, приходится решать сиюминутные проблемы, про индивидуальный подход нет и речи. Поэтому я хочу сказать, что нам очень повезло в том, что мы работаем с Удельнинским интернатом, руководство и сотрудники которого по-настоящему заботятся о своих подопечных и создают им по мере возможностей условия для развития, а наш фонд помогает им в этом.

Проект «Солнечные дети»

Однажды познакомившись с ребенком с синдромом Дауна, я увидел, насколько эти дети замечательные, и насколько человеческое незнание, отторжение, страхи больно ударяют по ним и по их родителям. Мне захотелось что-то поменять в этом направлении. Тогда уже у нас был ресурс в виде созданного Татьяной центра «Радуга», и мы стали открывать в нем инклюзивные группы. Мы изначально исходили из концепции максимальной эффективности нашей деятельности, чтобы результатом была действительно лучшая жизнь этих детей - не материальная, а человеческая. Как говорится «Можно дать рыбу, а можно дать удочку». Так вот мы даем удочку и учим, как ей правильно пользоваться. К нам стали обращаться родители детей с синдромом Дауна, которые долго и безуспешно искали какую-то помощь для своих детей — и в наших группах они нашли то, что искали: возможность развития для своего ребенка, надежду на их лучший контакт с ребенком и ощущение, что они не одиноки. Работа с этими детьми ставит перед нами много вопросов: например, как интегрировать их в общество по достижению ими школьного возраста?

Сложности, глобальные планы и особенности благотворительности в России

Если говорить о наших глобальных планах, то мы думаем над созданием площадки, где все заинтересованные в изменении ситуации стороны могли бы встретиться друг с другом и обсудить, как и чем они могли бы быть друг другу полезны, понять свою роль в этом процессе. От момента, когда кто-то решает отказаться от ребенка и поместить его в интернат до момента, когда этот ребенок превращается в социально неадаптированного подростка, есть огромный временной отрезок в 10-20 лет. На нем работают разные организации: кто-то работает с профилактикой абортов, кто-то с отказниками, кто-то, как мы, работает на уровне образования, а параллельно с нами действуют интернаты домашнего типа, кто-то помещает детей из интернатов в семьи, кто-то работает на сопровождение выпускников. Это уже несколько этапов, а если дробить, то больше, и в этой цепочке есть десятки агентов – благотворителей, доноров, СМИ и других. Нужно, чтобы все эти агенты перезнакомились друг с другом и поняли, как могут быть друг другу полезны. Нужно построить такую карту взаимодействий — над этим пока никто не думал, но это достижимая цель. Решением подобных задач должна заниматься полноценная организация, которая финансируется на постоянной основе - а это немаленькие деньги.

Бизнес пока осторожно относится к идее создания такой системы, ему легче делать разовые пожертвования, например, купить телевизор для детского дома. Власть вообще далеко витает над этими проблемами... Государство время от времени вкладывается в какие-то инициативы, но делает это не слишком системно, а главное — оно не особо прислушивается к нам — к тем, кто непосредственно занимается решением проблем детей-сирот.

Возврат к списку