Серафим — маленький гений с задержкой развития

Дети занимаются в классе Монтессори, работают с материалами, иногда делятся ими друг с другом . Серафим не принимает участие в общих занятиях, он немного сам по себе. Вот он тщательно, последовательно разбирает пирамидку — один за другим кубики оказываются на полу. «Серафим, может быть, уберем?» - предлагает мальчику Мария. Но он уже ушел, ему теперь интересно другое - методично засовывать бусинки под развивающую рамку. Он занимается этим долго, в не очень удобной позе, но ему важно, чтобы все до одной бусинки были спрятаны под рамкой. Потом его заинтересовал... фотоаппарат нашего волонтера Ольги Болтневой. Серафим весь сияет, рассматривая чудо-предмет и пробуя нажимать на кнопочки. Ему нравится повторять слово «фотоаппарат».

«У Серафима очень высокий уровень познавательных потребностей и способностей, он очень быстро развивается интеллектуально. Интересуется тем, что не характерно для его здоровых сверстников, - рассказывает Мария. - Ему еще нет четырех лет, но для него очень важно, как что устроено. Он готов разбирать и собирать какое-нибудь устройство до тех пор, пока сам не поймет, как это работает — для него этот момент очень важен».

Олин фотоаппарат Серафим, к счастью, разбирать не стал, но играл в него долго. Потом его заинтересовал домик, в который играл другой мальчик, и он попытался им завладеть, но мальчик не стал отдавать.

Серафим интересуется домиком

«Серафим стремится к контакту с ребятами, подходит к ним. Конечно, его коммуникационные навыки развиты не настолько хорошо, как у здоровых деток. Он может постоять рядом, посмотреть, попереставлять фигурки вместе с кем-то. На прошлом занятии, когда девочка принесла ему фигурки, он сказал ей «спасибо» - это очень большой прорыв», - рассказывает Мария.

По словам Марии, ее задача - стимулировать речевое развитие Серафима, чтобы он пользовался коммуникативными навыками, а не просто «дергал или показывал пальцем», чтобы мог сказать «дай», «принеси», «пожалуйста», «спасибо». Психолог уже сейчас довольна результатами: мальчик подолгу смотрит детям в глаза - хотя обычно аутистам это сложно, иногда может попросить о помощи, обращается к Марии за поддержкой, когда она нужна, идет на телесный контакт, доверяет. «Серафиму надо обязательно ходить в группу. Если он перестанет ходить, то просто замкнется, и все наработанное будет потеряно», - считает психолог. Подойдет ли для Серафима обычная школа, будет зависеть от того, какое у него состояние будет к семи годам, насколько он будет готов к процессу обучения.

Серафим играет

Цель занятий в инклюзивной группе для Серафима — свести к минимуму все особенности синдрома Аспергера. «Он будет пользоваться речью как средством коммуникации, будет разговаривать, строить диалоги», - уверена Мария. В том, что у мальчика будет высокий уровень интеллектуального развития, она даже не сомневается. Но заниматься с ним все равно надо — и на занятиях в «Радуге», и дома, где это делает, в основном, бабушка. Мария очень довольна ее готовностью сотрудничать. «Очень важно, когда специалист объединяется с родителем. Родитель больше времени проводит с малышом и может подсказать какие-то вещи, которые специалист не знает — тогда можно быстрее достигнуть результата», - говорит психолог.

А вот как отзывается о занятиях сама бабушка Лариса Павловна:

После каждого занятия у Серафима появляются какие-то новые навыки, пусть даже не очень явные. Любой маленький шаг имеет значение, постепенно развитие выходит на новый уровень. Плюс мне очень нравится неизменно доброжелательная атмосфера, которая всегда есть на занятиях.

Возврат к списку