Просто, как яйцо

Помните, как в детстве, мы с нетерпением ждали время, когда можно будет порыскать в бабушкином комоде, примеряя платья, или в папиных инструментах – там же отвертки, молотки – это сколько всего разобрать можно и проникнуть в тайны устройства! Думаю, сейчас родители дошколят вспомнят не один забавный момент, когда малыш в стремлении подражать нам, «прихватизировал» взрослые вещи. В детстве, мир таких предметов бывает привлекательнее собственных игрушек. Один мой знакомый юноша 3,5 лет, с особенной гордостью заявляет – «Миша взрослый!», когда ему выпадает счастливый случай поманипулировать, например, со сковородками.

– А когда ты варишь кашу в формочке, ты не взрослый? - спросила я его в один из таких моментов.

– В формочки мы играем, а сковородка – настоящая. А сам я - взрослый! – нахмурился малыш.

В детских домах у ребят, чаще всего нет возможности раздобыть такие «сокровища» для игры. Эти вещи - одежда, обувь, множество вещей повседневного обихода взрослых - существуют «где-то». Продукты, из которых готовят – хранятся в кухне при столовой и подсмотреть за таинственным процессом приготовления еды, увы, можно далеко не в каждом интернате. Это дома они доступны, рядом. Но всем в них надо «наиграться», попробовать разные свойства, проверить на прочность, и «набить шишек» тоже. Когда период такого естествоиспытательского знакомства проходит, настаёт время осознанного использования.

С сентября 2014 для наших подопечных ребят Удельнинской коррекционной школы-интерната мы начали курс «Продуктоведение» - знакомство с самыми простыми продуктами и их свойствами. Есть такое выражение – «просто, как яйцо». Это одно из самых привычных блюд на завтрак, и, наверное, первое, что учится готовить семейный ребёнок, помогая, например, бабушке. Если у бабушки, конечно, хватает хозяйственного терпения растянуть приготовления завтрака на добрые пол часа. Процесс-то этот, с любопытным внуком наполняется множеством вопросов, «проверок на прочность» продуктов и «посуды», и, конечно же передачей опыта между поколениями, в духе историй – «А я вот в молодости, когда мы только поженились с твоим дедушкой, не была таким специалистом, тайком звонила маме и спрашивала, что на сковородку сначала класть: масло или яйца.»

В семье детям читают вслух, и у ребенка возникает естественное желание экспериментировать с предметами, о которых он узнал из книг. Прочитав внуку сказку про курочку Рябу, та же самая бабушка покажет, как разбить яйцо (налив, конечно, сначала масла на сковороду, чтобы не переводить продукт).

- Ребята, кто из вас когда-нибудь разбивал сырые яйца? - спрашиваю я у ребят из младшей группы. Один или два мальчишки робко заявляют, что было дело, но сейчас им лучше всё ещё раз показать. Пробуем!

- Ого, а оно не такое мокрое, как я думал!

- А как пахнет свежее яйцо?

- Нет, мы не будем нюхать эти сопли! :)


Это же самый простой способ проверить продукт на свежесть! Чтобы понять, что продукт испортился, надо знать какой у него должен быть запах, у него свежего. Тут нельзя директивно, - «понюхай, Иванов, и запомни!», тут важно объяснять – зачем, тут важно сразу порассуждать о последствиях употребления пропавших продуктов, рассказать историю «из жизни», выслушать каждого. Обычно на встречах запланированная теория и эксперимент разрастается в непредсказуемых направлениях бесед и ведёт к новым осознаниям.


Интересно, насколько концентрируется внимание у ребёнка, а особенно у ребёнка-сироты, обычно довольно рассеянного, когда ему доверяешь важное дело. Где есть элемент опасности, но ты ему даёшь понять, что веришь, что всё получится. И получается. Не у всех с первого раза, ведь всем нужно разное количество попыток для преодоления – робости, страха неудачи, боязни огня, например.


И важно уделить время и внимание каждому в отдельности, чтобы каждый ушел с ощущением – «у меня у самого получилось». И чтобы захотелось делать и узнавать что-то новое ещё.

Например, к следующей встрече у нас в контейнере уже тухнут несколько яиц :) Это будет, конечно, не самый приятный аромат. Но необходимо знать и этот запах, чтобы не плюхнуть в тесто для торта ко дню рождения приятеля такой сюрприз…

Вы ещё не готовили со своими детьми яичницу в пробирке? Очень советуем! И не забудьте один из главных секретов – пусть у ребёнка будет столько попыток и вашего личного внимания, чтобы у него обязательно получилось!


Илюша наблюдает, как сворачивается белок в кружке с кипятком.


«А можно придумать на что это похоже?»

«Как горы, горы! А я думал, что они круглые просто. Белок….»

Дети смотрят на результаты опыта

Готовим яичницу в пробирке. Параллельно объясняем, как правильно её держать – никогда не направлять в сторону соседа. Рассуждаем, где пламя горячее.


«Яйцо приготовилось, и запахло яичницей!»


«Миллилитры - это так мало! Как пользоваться пипеткой? Почему она так всасывает?»


«А в яйце-то – жизнь…»

Елена Лукьянова, руководитель проекта "Прямо по курсу"

Возврат к списку